Персоны Show-мира:

News image

Иван Шаповалов попал в ротацию

В зале приемов лондонского отеля Дорчестер американская компания BMI, объединяющая авторов песен и звукозаписывающие компании во всем мире, провел...

News image

Фил Спектор

Фил Спектор (англ. Phil Spector, полное имя Харви Филип Спектор англ. Harvey Philip Spector; 26 декабря 1939, Бронкс) — один из самых влиятельных пр...

News image

Тимбалэнд

Тимбалэнд (англ. Timbaland, наст. имя Timothy Z. Mosley, род



Продюсер: ''Серый кардинал'' шоу-бизнеса

Новости и события - Новая реальность Event

продюсер: ''серый кардинал'' шоу-бизнеса

Профессия продюсера стала популярной, если не сказать культовой, благодаря американскому шоу-бизнесу. Из-за океана к нам пришло и само слово producer, и большинство мифов о нем. Многие понимают, что это «серый кардинал» от шоу-индустрии, но мало кто знает, чем он занимается в реальности.

Согласно расхожему мнению, продюсер – это тот, кто способен увидеть звезду в неуклюжей девчонке, вознести ее на вершину земного олимпа, а когда придет время… без сожаления выбросить за борт. Именно такое представление о профессии помогает составить популярные телепрограммы и публикации в таблоидах. Вместе с тем новейшей истории известны примеры совершенно иного рода. Кем был в начале прошлого века Сергей Дягилев, организатор блистательных «Русских сезонов»? Знаменитый меценат открывал таланты (именно благодаря Дягилеву взошла звезда Вацлава Нижинского), привлекал художников первой величины для оформления спектаклей, организовывал выступления своей труппы в лучших залах Парижа. За 20 лет существования «Русских сезонов» Дягилев показал свыше 80 оригинальных произведений и на десятилетия вперед определил развитие мирового сценического искусства. Нередко первым российским продюсером называют и основателя Московского художественного театра Владимира Немировича-Данченко. Великий русский драматург и режиссер обладал не только тонкой творческой интуицией, но и организаторскими способностями. Как и подобает маститому продюсеру, он был весьма влиятельным человеком – говорят, к мнению театрального гуру прислушивался сам Сталин.

Звездный генератор

Сам себе продюссер

Практически все продюсеры, работающие сегодня в российском шоу-бизнесе, – самоучки. Нередко в продюсеров переквалифицируются композиторы, актеры и режиссеры. Примеров подобной смены амплуа – множество: Сергей Сельянов – режиссер, Сергей Жигунов – киноактер, Игорь Матвиенко – композитор, дирижер по образованию. Список можно продолжать. Это легко объяснимо: одно дело существовать на рынке как вечно зависимая творческая единица и совсем другое – иметь возможность самостоятельно организовывать процесс и влиять на выбор материала.

Если давать очень обобщенное определение профессии, то продюсер – это человек, который инициирует и организует творческий процесс. Какой бы ни была его специализация, профи не просто работает над выпуском диска, спектакля или радиопрограммы – он реализует проект «с нуля». Продюсер «первого эшелона» – не исполнитель чужой воли, а создатель, воплощающий собственные идеи. Показательна в этом отношении работа Макса Фадеева, одного из самых ярких отечественных продюсеров. В каждом новом проекте «Биг Макса» отчетливо видно творчество мэтра, и очередное молодое дарование только оттеняет его индивидуальность. Об этом можно судить и по разноплановости музыкального материала (Линда, Глюкоzа, Юлия Савичева, группа «Серебро»), и по тому… как быстро начинают терять рейтинг подопечные Фадеева по окончании контракта.

Круг обязанностей продюсера напрямую зависит от того, в какой сфере он специализируется, но общая схема здесь одна: идея – план реализации – сбор команды – пошаговое воплощение. Например, продюсер собирается поставить мюзикл. Для начала нужно написать сценарий, под готовый сценарий найти композитора, режиссера-постановщика, провести кастинги. Параллельно продюсерская команда отбирает сценографов, художников, декораторов – проект начинает приобретать видимые очертания. Одновременно продюсер должен отыскать людей, заинтересованных в инвестировании денег в шоу-бизнес, и уговорить их вложиться в новую затею… Необходимо позаботиться и о том, чтобы готовый проект собрал кассу, – как правило, рекламные кампании стартуют одновременно с началом общей работы. Чем масштабнее постановка, чем глобальнее идеи, тем большее количество людей зависит от продюсера, и тем большее количество проблем требует решения по принципу «здесь и сейчас». Как бы то ни было, спокойной такую работу не назовешь – на время запуска проекта включается режим «нон-стоп»: о нормированном рабочем дне и официальных выходных можно забыть.

Вечный двигатель

Продюсеры специализируются по видам искусства. Театральный профи организует постановку спектаклей, участвует в проведении театральных фестивалей. Кинопродюсер или продюсер телевизионных программ проходит со своим проектом все этапы производства: от поиска подходящего сюжета, сценария и кастинга до монтажа и озвучания. Музыкальный продюсер – это в первую очередь креативщик, ищущий новые голоса, исполнителей, новый звук. При этом музыкальный продюсер может заниматься исключительно творчеством (саунд-продюсер), а может участвовать в раскрутке и продвижении исполнителя, организации его концертной работы. Относительно недавно отдельным направлением стало продюсирование компьютерных игр и веб-сайтов, набирает популярность event-продюсировование – организация частных и корпоративных вечеринок, памятных мероприятий и т.п.

Специализация в профессии довольно жесткая. Так, музыкальный продюсер не может заменить кинопродюсера, а человек, занимающийся театром, не возьмется за создание программного продукта на радио. Такая приверженность определенной области – не вопрос «вероисповедания» или личностных амбиций: для того, чтобы создавать качественный конкурентоспособный продукт, необходимо великолепно знать «производственную цепочку» от начала до конца. Скажем, саунд-продюсер, как правило, может дать фору по части профессионализма любому композитору или певцу, а продюсер кинокартины не хуже режиссера разбирается в технике монтажа, озвучания и т.п.

Профпригодность

Кто главнее?

Вклад продюсера в кинокартину или постановку во многом зависит от того, какая роль ему отведена: продюсер может быть инициатором проекта или приглашенным управляющим. В одном случае он самостоятельно находит сценарий и собирает под него команду из режиссеров, операторов и актеров. В другом – продюсера, как одного из сотрудников, приглашает режиссер для воплощения своей идеи.

Продюсер должен хорошо разбираться в той сфере, которой занимается. Но этого недостаточно. Обязательны для профессионала – коммерческая жилка и менеджерские навыки. Продюсирование – это не только креатив чистой воды, но и способность грамотно организовать работу большого количества людей. Чтобы добиться успеха, продюсеру нужно уметь убеждать. Одной веры в собственные силы в этом бизнесе недостаточно, очень важно, чтобы вам поверили те, кто от вас зависит, – режиссеры, операторы, актеры – и те, от кого зависите вы, то есть спонсоры. Немаловажным качеством является и трудноопределимое продюсерское чутье. Первым уловить идею, которая витает в воздухе, разглядеть в угловатом юнце будущую звезду сцены, вложить деньги в сложный противоречивый проект – на стадии принятия решений продюсер, как сапер, работает на «топливе» из личного опыта, высокопрофессиональных знаний и тонкой интуиции. Ну и, наконец, в этой профессии нужно уметь рисковать, ведь запуск нового проекта – во многом игра вслепую, причем на кон зачастую поставлены не только деньги, но и репутация.

Работа & зарплата

Разброс зарплат по вакансии «продюсер» очень большой. Вчерашние выпускники вузов, не имеющие существенного опыта, могут устроиться в продюсерский центр на должность ассистента, помощника продюсера с зарплатой от 20 тыс. руб. На работных интернет-порталах редко размещают вакансии продюсеров. В основном таких специалистов ищут по знакомству. В числе стандартных требований к соискателям – высшее образование и знание английского языка (в первую очередь это касается продюсирования компьютерных игр).

Следующие ступени карьерной лестницы – сопродюсер, исполнительный, генеральный продюсер. Опыт работы от года многое меняет – здесь ставки начинаются от 40–45 тыс. руб. Если в портфолио соискателя имеются успешно реализованные самостоятельные проекты, он может рассчитывать на ежемесячный доход в 60–80 тыс. и более. Ведущие продюсеры федеральных каналов получают на уровне топ-менеджеров корпораций – до 200–250 тыс. руб. Если вы планируете работать во «фри-лансе», то сориентироваться по цифрам будет сложнее. При удачном стечении обстоятельств есть шанс заработать на безбедную старость. Однако, если не повезет, можно остаться ни с чем, вылететь из «обоймы» и придти к мысли о смене профессии.

Творчество или менеджмент?

Сегодня продюсеров готовят несколько московских вузов. Выбор сделать достаточно просто – на каждый вид искусства приходятся один-два профильных учебных заведения. Если вы планируете диктовать рейтинги на федеральных каналах или участвовать в создании блокбастеров, есть смысл выбирать специальность «Продюсерство кино и телевидения». Она открыта во Всероссийском государственном университете кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК) и в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО). Продюсеров, способных создавать качественный телепродукт, готовит Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР) – здесь есть специальность «Продюсерское мастерство». Для продюсеров театра подойдет специальность «Театроведение», существующая в Российской академии театрального искусства (РАТИ) и в Школе-студии (институте) им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова. В Московском государственном университете культуры и искусств (МГУКИ) открыта специальность «Социально-культурная деятельность», поставляющая кадры для музыкальной индустрии.

Можно получить специальность продюсера и в одном из вузов, готовящих управленцев, например, в Государственном университете управления (ГУУ). Здесь в рамках специальности «Менеджмент организации» есть специализации «менеджмент в музыкальной индустрии», «продюсирование и менеджмент в шоу-бизнесе».

Миф Реальность

Продюсер – всего-навсего удачливый менеджер от шоу-бизнеса, систематически оказывающийся в нужном месте в нужное время.

Талантливый продюсер, несомненно, должен иметь предпринимательскую жилку, но вовсе не она является его «формообразующим элементом». Главная составляющая здесь – творчество, интуиция, способность генерировать нетривиальные идеи и только потом находить возможности для их реализации.

Главная задача продюсера – вовремя и в полном объеме профинансировать проект.

Продюсер может вкладывать в проект собственные деньги, но делает это далеко не всегда. Грамотный продюсер не подписывает платежные документы – он знает, как уговорить подписаться других. Именно продюсер должен убедить спонсоров в перспективности проекта. Продюсер не тратит деньги – он их находит.

Продюсер в шоу-бизнесе навечно обречен быть вторым, его удел – прозябать в тени чужой славы.

Бывает по-разному. Действительно, имя рядового продюсера сериала или радиопрограммы обозначается мелкими буквами в титрах. Однако слу чаев, когда брендом является сам продюсер и его имя служит залогом успеха, тоже достаточно. К числу таких людей-брендов в мировой музиндустрии относятся, например, Брайан Ино или Тимбалэнд.

ЕГЭ и творческий конкурс

При поступлении в вуз абитуриенты сдают русский и иностранный языки, в ГУУ – еще и математику. Но самое сложное – творческий конкурс. Например, чтобы попасть во ВГИК придется пройти конкурс, состоящий из двух заданий (претенденты готовят подробное описание «своего» фильма, автобиографию) и три тура экзамена по специальности. Нужно ответить на теоретические вопросы, выполнить письменное задание по просмотренному кинофильму и выдержать собеседование. Если эту часть вступительных экзаменов удалось благополучно преодолеть, дело за малым – предоставить результаты ЕГЭ по русскому и иностранному. Несколько проще вступительные в ГИТР им. Литовчина. Это негосударственный вуз, и конкурс здесь ниже. Вместе с тем, рассчитывать на поступление без подготовки не стоит. Абитуриенты ГИТР проходят собеседование, тема обсуждения – история искусства, кино и телевидения. Затем поступающие получают домашнее задание – написать творческую работу на предложенную тему. Из общеобразовательных дисциплин в ГИТР сдают русский язык и иностранный.

От сценографии до бухучета

Учебный план будущих продюсеров включает творческие и экономико-управленческие дисциплины. Чего будет больше – зависит от конкретного вуза. Несомненный плюс творческих вузов – погружение в ту сферу искусства, которой в будущем вы собираетесь заняться. Учащиеся ВГИК осваивают множество специальных предметов, таких как основы кинодраматургии, кинорежиссура, основы монтажа, кинооператорское мастерство. Студенты участвуют в семинарах и мастер-классах, проводимых мэтрами от киноиндустрии – знаменитыми режиссерами, известными продюсерами. Из дисциплин специализации в учебном плане будущих кинопродюсеров – оценка постановочной сложности кинопроекта, управление рисками в кинематографии, охрана труда в кинематографии. Тем, кто выберет театральное продюсирование, предстоит изучать сценографию, историю театра и т.п. На специальности «Менеджмент организации» большее внимание уделяется управлению как таковому – наряду с творческими дисциплинами студенты «Менедж мента» в большом объеме осваивают экономику. В программу включены курсы «Основы менеджмента», «Финансы и кредит», «Статистика и бухучет».

В продюсерском образовании важна не только хорошая теоретическая база, но и практика: кино - или телепроизводство, музиндустрия – сферы закрытые, с улицы сюда попасть проблематично. Поэтому для многих студентов практика становится единственным реальным шансом найти работу по специальности. Будущие продюсеры проходят практику на телевидении, в кино - и телестудиях, участвуют в организации концертов и фестивалей.

Продюсер – в первую очередь создатель Евгений Кобылянский – композитор, аранжировщик, музыкант, продюсер и звукорежиссер.

Работал с Аллой Пугачевой, Филиппом Киркоровым, Валерием Леонтьевым, Ольгой Кормухиной, Лаймой Вайкуле, Тамарой Гвердцители, Ириной Аллегровой, Михаилом Шуфутинским, Григорием Лепсом и др. В 1990-е Кобылянский, как звукорежиссер, сотрудничал в США с Джо Кокером, Эрнестиной Андерсон, Синди Лаупер, Билли Джоуэлом, Роджером Уотерсом.

- Евгений, кто такой продюсер?

- Усилия продюсера направлены на то, чтобы «сгенерить» идею и потом довести ее до воплощения, реализации. Продюсер – в первую очередь создатель. Это его центральная ипостась, все остальное – потом.

- Какими знаниями должен обладать продюсер?

- Существует мнение, что продюсер – по сути, менеджер. Это не так. Профессионал должен досконально знать ту сферу, которой занимается. Более того, я могу сказать, что музыкальный продюсер не станет успешным, если он не обладает знаниями, которые выходят за рамки навыков обычного музыканта, аранжировщика, композитора. Здесь не только теория – нужно знать тонкости акустики, звукорежиссуры и т.п. Работая с исполнителем, вы должны уметь объяснить звукорежиссерам, техникам, чего конкретно вы от них хотите. Недостаточно сказать: «Я хочу, чтобы Вася Иванов звучал, как Рэй Чарльз!». Вам придется объяснить, какие микрофоны, какие предусилители поставить, чтобы добиться нужного звучания. Как говорили в армии, учите матчасть.

- Но без организаторских способностей продюсеру ведь тоже не обойтись?

- Конечно. Говорят, одно полушарие управляет творчеством, другое – математикой. Я всю жизнь стараюсь, чтобы творческая и математическая составляющие работали в нужных пропорциях – именно так достигается оптимальный результат. Когда ты начинаешь заниматься продюсированием профессионально, ты, наравне с техникой, изучаешь экономику, какие-то менеджерские ходы. Здесь важно знать, что в какой последовательности делать, как реализовать свою идею, почему, скажем, на новый проект сразу не берут 50 человек – им просто нечего будет делать на начальном этапе и т.д.

- Как Вы пришли к продюсированию?

- Я начинал как композитор, аранжировщик, работал со звездами советской эстрады. Однажды я предложил свои песни популярной тогда Ольге Кормухиной. Мы договорились о записи. Писались на «Мелодии» – по тем временам это было круто… Тогда мне представилась возможность вплотную поработать со звукорежиссером. Когда запись уже была подготовлена, попросил еще посидеть за пультом. Я начал разбираться во всей «кухне» и постепенно стал понимать, как звук из среднестатистического сделать по-настоящему качественным. Результат оправдал себя: получились очень хорошие записи, и я осознал, что мне нужно развиваться в этом направлении, – параллельно с музыкой. Постепенно я начал формировать свой авторский звук.

- Что для Вас важнее – выпустить на рынок качественный, уникальный продукт или достичь коммерческого успеха?

- Если продукт действительно уникален, он рано или поздно станет коммерчески успешным. Мне не раз говорили: «Что ты! Это слишком сложно! Это не пойдет!».

А потом материал не просто «идет», но начинает собирать стадионы. Так же было и с Гришей Лепсом. Да, одной из первых мы записали песню «Натали» – такой стопроцентный хит. Но одновременно я понимал, что есть серьезный материал, над которым тоже надо работать, чтобы дать в полной мере раскрыться этому талантливому человеку.

- Получается, что еще одна важная составляющая для продюсера – это умение идти на компромисс?

- Чем лучше продюсер, тем тоньше и органичнее у него этот компромисс.

- Продюсер – это напряженная работа?

- Да, тяжелая. Она не дает шансов расслабиться. Когда занимаешься новым проектом, мозг работает 24 часа в сутки.

- Что больше всего напрягает, раздражает Вас как профессионала?

- В России очень напрягает отсутствие четко обозначенных, установленных понятий, регламента взаимоотношений продюсера и артиста. Отчасти благодаря этому некоторые артисты относятся к продюсеру, как к донору, – взять его, выжать по максимуму, а потом выбросить… Но и у многих музыкальных менеджеров нет ни знаний, ни понимания, что и как нужно правильно делать… Нормальной, цивилизованной индустрии нет – от этого куча проблем.

- Получается, что продюсер – вовсе не акула шоу-бизнеса?

- Акулы – это удачливые менеджеры, коммерсанты. Они пользуются нецивилизованностью рынка, монополизируют его, начинают диктовать свои условия… К продюсированию это не имеет ровным счетом никакого отношения.

- А что доставляет наибольшее удовольствие в профессии?

- Удовольствие – это когда ты понимаешь, что с конкретным человеком можно что-то создать. Материал накапливается постепенно, выкристаллизовывается на глазах. Потом ты собираешь команду, необходимые инструменты... видишь, как реализуются твои идеи.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Шоу-техника:

Что такое домашняя музыкальная студия?

Многие начинающие музыканты задают вопрос: как сделать музыкальную студию дома и что для этого нужно? Давайте для н...

Чем компьютер может помочь в работе над музыкой?

1. Запись, редактирование и печать партитур общего назначения. Партитура может вводиться вручную - при помощи мыши или...

ОСТОРОЖНО: МАЛОМОЩНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

Время от времени пользователи акустики JBL рассказывают истории о сгоревших ВЧ драйверах в колонках, подключенных к ус...

Прошедший Awards:

«SHOWTEX AWARDS ГОТОВИТСЯ КО ВТОРОЙ ЦЕРЕМОНИИ НАГРАЖДЕНИЯ

News image

Выставочный холдинг 'Майер Джей Групп' и дирекция Национальной профессиональной премии в области ш...

Звукорежиссеры — номинанты премии ShowTex Awards 2007

News image

В этом году в звукорежиссерских номинациях участвуют шесть человек: трое в номинации «Концертный з...

Дмитрий Кротов

News image

Родился в Москве в 1975 году. Образование — незаконченное высшее (Педагогический университет им. К...

Отчёты о событиях:

В День снятия блокады состоится лазерное шоу и выступит Мирей Матье (2

News image

27 января в 18 часов на Дворцовой площади состоится лазерное шоу на шести экранах, посвященное Дню снятия блокады. Об ...

Презентация альбома Depeche Mode в Москве превратилась в караоке

News image

Культовая британская группа Depeche Mode, которая выступила в Москве на сцене СК Олимпийский в субботу вечером в рам...

Постановкой шоу открытия и закрытия Азиады-2011 будет заниматься центр

News image

Церемония открытия и закрытия VII зимних Азиатских игр, которые пройдут в Алматы и Астане с 30 января по 6 февраля 201...

Cirque du Soleil. Шоу начинается

News image

В Москве начались гастроли знаменитого канадского Цирка Солнца (Cirque du Soleil). Он приехал в Россию впервые за вс...

Теодор Курентзис в Консерватории: право на спецэффекты

News image

Самый модный российский дирижер Теодор Курентзис представляет в Большом зале консерватории программу изысканных и редк...

Авторизация

Логин
Пароль
Запомнить меня

Настоящее ШОУ:

Концертные спецэффекты группы Rammstein

News image

Тилль в огне Коронный номер группы - пылющий Тилль. Ни один концерт не обходится без этого номера. Во время исполнения песни Ramstein Тилль поя...

Нержавеющая стать// Земфира в СК Олимпийский

News image

Финальный концерт полугодового тура в поддержку альбома Земфиры Спасибо состоялся в спорткомплексе Олимпийский . БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ в подробностях...

А Гордон все-таки не Кихот

News image

Ток-шоу «Гордон Кихот» расписалось в искренней преданности гламуру. Репортаж со съемок Ради шума, крика и атмосферы полного хаоса ток-шоу и делае...

«Евровидение» в Москве: деньги и амбиции

News image

В этом году собрался самый сильный состав конкурсантов Особенностью именно московского «Евровидения» станет битва между Старой и Новой Европой. Н...

Топ новостей:

Шпунт ларсена л5 ум 12 м: что важно учитывать во время строительства?

Почти с самого появления работоспособного населения на Земле одной из самых масштабных сфер деятельности человека являет...

Найти и купить седельный тягач (ЛОГИНТЕХ): рекомендации профессионалов

Нынешняя промышленность переполнена задачами, которые непросто решить без помощи различной техники и механизмов. Наш сов...

Заказать печать фирменных бланков под руководством опытных компаний

Если вы когда-либо сотрудничали с типографиями, скорее всего, в курсе, что многие из них даже не имеют своих станков. В ...