Персоны Show-мира:

News image

Бари Каримович Алибасов

Ба ри Кари мович Алиба сов (6 июня 1947, Чарское, Абайский район, Семипалатинская область),Казахская ССР — советский и российский музыкант, музыкаль...

News image

Мужчины: Краснов Борис

Борис Краснов, российский художник-сценограф, президент и художественный руководитель фирмы Krasnov design, член Cоюза театральных деятелей России, ...

News image

Иван Шаповалов попал в ротацию

В зале приемов лондонского отеля Дорчестер американская компания BMI, объединяющая авторов песен и звукозаписывающие компании во всем мире, провел...



Какой ставить свет?

Шоу технологии - Шоу-техника

какой ставить свет?

Клуб без света – шампанское без пузырьков!

Так уж сложилось, что световое шоу стало неотъемлемым признаком клубной культуры, визуализацией настроения и катализатором эмоций клабберов. Сомневаться в необходимости оснащения клуба световым оборудованием может разве что клинический фотофобист.

Среди многих определяющих факторов, влияющих на выбор конкретной аппаратуры, можно выделить три основных: это направленность (стиль), архитектурные особенности, бюджет. И если последние два пункта ставят жесткие рамки, то в контексте первого выбор просто огромен. И тут есть от чего впасть в уныние – как сделать правильный выбор среди такого разнообразия, как выжать максимум эффективности?

Для многих вопрос светофикации решается по простому принципу, не вдаваясь в детали: - чтобы было круто! Возможны варианты, но результат такого подхода легко узнаваем – некое подобие шоу - рума с бессмысленным набором световых приборов, поиск оправданного применения которым не раз введет LM в глубокие раздумья. В результате крутизна приобретенного светового оборудования известна только бухгалтерии, принявшей на баланс загадочные movehead, да нескольким особо приближенным, знающим потраченные суммы. Инсталляция часто не получается, несмотря на то, что некоторые приборы могут быть очень даже интересными. К сожалению, такая картина не редкость в нашей непростой клубной индустрии. Любимые грабли отполированы до блеска о лбы непробиваемых заказчиков, для которых уверения типа все будет круто и очень за недорого! и есть основной принцип выбора.

Но посмотрите на прокатчиков – ничего лишнего, однако, если они работают на каком-то мероприятии, то разницу с местным светом видно невооруженным глазом. Даже если местное оборудование значительно дороже. Самое смешное, что секреты такого феномена ни для кого не секрет. Вот и давайте вспомним эти несекреты .

В недалеком прошлом парк световых приборов был ограничен автоматическими мызыкально - управляемыми крутилками , которые имели несколько неприхотливых заложенных цветовых и пространственных вариаций. Работа такого света напоминала светомузыку 80-х - ярко, красочно, но бессмысленно и надоедливо. За недорого. Почему-то от многих современных заведений остается такое же впечатление, несмотря на наличие суперсовременного оборудования. За очень дорого. Световые приборы – это всего лишь инструмент, краски в руках художника. Никакое оборудование не будет работать само по себе, им нужно управлять. Даже простые автоматические приборы имеют регулировки. Поэтому необходимо иметь квалифицированного художника по свету, инженера по профессии и клаббера по духу, а не дежурного электрика в этом качестве. В отличие от DJ, который ставит уже кем-то заложенное настроение и может лишь варьировать им в небольших пределах доступными эффектами и своим мастерством, LM должен это настроение создать с нуля. И не просто создать, а визуализировать, сделать его видимым, осязаемым. В наше время есть все технические возможности для этого, поколение интеллектуальных приборов имеют столько возможностей для реализации творческих идей, что при соответствующем подходе можно не опасаться быть на кого-то похожим даже с подобным набором оборудования.

Т. е. эксклюзив, который так жаждет получить заказчик, – это не только набор уникальных приборов или их мудрёная развеска - это уровень креативности и мастерства постановщика светового шоу. Который, если повезет, будет работать у вас LM.

Наличие в штате профессионалов - самый главный пункт, несоблюдение которого делает любую световую инсталляцию бессмысленной тратой денег, светомузыкальной приставкой . К сожалению, у нас нет Школы мастерства в этом жанре, желающим стать LM до всего приходиться доходить самостоятельно. И уж надо обладать некоторым чутьем, чтобы из толпы амбициозных претендентов выбрать того, кто сделает имидж вашему заведению.

Посредником между талантом LM и непосредственно световыми приборами является пульт управления, неправильный выбор которого может свести результат к той же цветомузыке . Есть разряд клубов, где от пульта требуется только перебор заранее запрограммированных секвенций, поэтому нет смысла применять там навороченные дорогие пульты с расширенными оперативными возможностями. Но такой тип заведений теперь мало востребован, хотя и продолжает как-то существовать. Современные тенденции заставляют по-новому оценивать значение всех технических составляющих, в том числе универсальность и оперативность световых пультов. Сейчас клубы проектируются с учетом возможности реализации многопрофильных задач, от пресс-конференций до постановки мюзиклов. В такой ситуации использование любимого многими инсталляторами Storm а или компьютерного софта с платой DMX в качестве пульта не решает поставленных задач должным образом ввиду ограниченных возможностей, независимо от квалификации персонала. Поэтому не стоит экономить несколько процентов от общей световой сметы на достойном пульте, результат выйдет дороже.

Конечно, такой пульт потребует от лайтмастера максимальной отдачи, напряжения, активности, но ведь за этим его и пригласили.… Кстати, у наших заграничных друзей практически уже не увидеть уткнувшихся в монитор ботаников , вяло реагирующих на происходящее (знакомая картина?), LM там пашет не меньше, (а то и больше!) DJ-я. Часто они находятся рядом и работают так эмоционально, что иногда даже нельзя понять - кто из них кто? В течение одной композиции LM может сделать десяток различных световых акцентов, используя все возможности пульта и приборов, и всегда (!) попадая в ритм (или в бит, как говорят DJ-и). И это правильно, только при таком подходе можно оправдать немалые сметы на световые инсталляции, заставить свет отрабатывать . Другой вопрос, что за такую работу гонорар LM тоже должен быть соответствующий. Но господа, разве гонщики формулы-1 получают так же, как таксисты? А ведь стоимость светового оборудования может составлять не одну F1, и виртуозное управление коим требует немалого профессионализма. Который и должен соответственно вознаграждаться.

Однако вернемся к нашим проблемам. Каждый прибор имеет свои характеристики, которые могут раскрыться далеко не везде, а где-то будут вообще противопоказанными. Решать, чего и сколько нужно конкретно, должен привлеченный заведением специалист, хорошо знающий его концепцию, возможно совместно с фирмой-инсталлятором. От последней требуется в основном честно показать достоинства и недостатки предлагаемых приборов, а не советы типа это будет просто отпад ! В идеале хорошо бы заинтересовавшие приборы привезти на площадку для примерки на месте. Выбор сейчас настолько огромен, что одну и ту же идею можно реализовать несколькими способами и бесчисленными вариантами комплектаций. Ориентироваться здесь нужно на локальные предпочтения и возможности. Например, на расположенную ближе всех (из наиболее соответствующих) фирму - всегда быстро приедут при необходимости. Или вы к ним. Хорошо также, когда вместе с предложением вам предоставляют всю техническую документацию, чертежи, характеристики и т. д. Но еще более замечательно, если будущую инсталляцию вам смоделируют в виртуальном трехмерном виде (например, как на картинке). Современные технологии позволяют делать это без особого напряжения, включая анимацию и виртуальную прогулку по объекту в реальном времени. В таком представлении невозможно что-то скрыть, многие неучтенные мелочи сразу будут обнаружены. Да и объясняться так проще, чем на пальцах . В общем, во всех отношениях весьма полезная технология.

Немаловажно учитывать допустимые электрические нагрузки и стабильность сети – если напряжение имеет тенденцию пропадать или проседать , пусть даже кратковременно, то с разрядным светом, которому нужно не менее 5 минут на перезапуск, будут большие проблемы. Поэтому разрядный свет стоит разбавить галогеновым, чтобы после мигания не остаться в кромешной тьме. Да и с художественной точки зрения будет больше возможностей. Например, до сих пор неизменный восторг вызывает теплый эффект лунного цветка (150$) на фоне разрядной заливки (1500-3000$). Ну а значение световой динамики групп простых PAR-ов на рок-н-рольном концерте вообще сомнению не подлежит! Многие звездные райдеры требуют наличия PAR вместе с современными интеллектуальными разрядными приборами. Поэтому простор для фантазии в этом смысле не ограничен. Важно, чтобы все работало на функциональность и не выбивалось из стиля заведения.

Основная нагрузка, конечно, будет на динамических приборах. Сейчас уже невозможно представить современный клуб без голов или сканеров. И чем их будет больше – тем лучше, тем более разнообразные и зрелищные эффекты можно реализовать. Есть также и разумный минимум, ниже которого опускаться нельзя. Для каждой площадки он свой и определяется индивидуально. Поэтому в одном случае лучше сделать ставку на световые центры и музыкально-управляемые приборы, в другом лучше вообще отказаться от идеи строить клуб до лучших времен, все равно ничего хорошего не получится.

Конечно, есть немалый сектор заведений шоу-бизнеса, где можно обойтись минимумом света - это банкетные залы, рестораны, кафе и т. п. Но если заведение позиционируется как клуб – тогда необходимо соблюсти все присущие данному объекту элементы, в том числе и допустимый минимум световых приборов. Клуб с двумя сканерами – это не клуб, а Макдоналдс!

Особое место в номенклатуре световой продукции занимают лазерные системы. Несмотря на значительную стоимость (лазерные указки не рассматриваем!), лазерные шоу считаются одним из самых впечатляющих зрелищ, и это действительно так. Сам по себе лазер погоды не делает, но в комплексе со своей периферией и остальным светом создает ни с чем не сравнимый эффект. Разговоры о якобы имеющихся дешевых эмуляторах не имеют под собой никаких оснований. Эмуляторы действительно имеются, только к лазерному эффекту не имеют никакого отношения. Также как стробирующий сканер или колор не заменит настоящего стробоскопа, даже если средняя потребляемая мощность последнего значительно ниже. Впрочем, лично я видел очень толковое применение лазерного эмулятора от HI-END: умные головы вмонтировали в него вместо штатной лампы недорогой 0,5 Вт лазерный излучатель. В результате получилась недорогая лазерная система с очень хорошей графикой. Кстати, маломощные излучатели почему-то выпускаются с примитивными системами развертки, поэтому очень трудно найти оправдание для покупки такой системы. Однако применение лазеров ограничено не только их стоимостью и эксплуатационными сложностями, но и рядом требований по технике безопасности и санитарными нормами. Еще один класс оборудования, который почему-то относят к световому – это спецэффекты. Применять их можно в любых вариациях и в любом количестве – конечно в общем контексте заведения, будь то различные дымо-снего-пено и т. п. генераторы или пушки конфетти. Рынок спецэффектов сейчас бурно развивается, и, если постараться, можно найти просто эксклюзивные чудеса, например, high voltage. Стоит порыться в Интернете, набрав в строке поиска Google light effects .

В общем, применимо все при разумном подходе. Но ничто не вечно, господа, особенно световое оборудование. Приборы работают в экстремальном тепловом режиме, вентиляторы гонят через них ядерную смесь углекислоты, пыли и глицерина, пушистый ковер коварной грязи растет день за днем на внутренних поверхностях, проводники двигателей сгибаются сотни раз в минуту… и так почти без перерыва. Проблемы могут начаться уже во время гарантии. Конечно, серьезные брэндовые приборы проявляют завидную стойкость, однако их надежность также обратно пропорциональна времени эксплуатации. Так что к неисправностям оборудования надо быть готовыми и не воспринимать их как катастрофу. Важно только, чтобы вопрос обслуживания был заранее тщательно проработан. Однако именно эта тема часто обсуждается либо поверхностно, либо совсем выпадает из обсуждения.

Обозначенный в договоре бесплатный гарантийный ремонт почему-то воспринимается многими как бесплатное техническое обслуживание. Будьте бдительны, по этому пункту лампочки вам никто не приедет менять, неисправные гарантийные приборы чаще всего придется самостоятельно демонтировать и везти в ремонт. Пока бесплатный. Возиться с заменой перегоревших ламп и снятием неисправных приборов придется местному персоналу. Однако часто можно видеть инсталлированные приборы на такой немыслимой высоте, что вообще непонятно, как к ним подобраться. Обычно замену ламп вменяют в обязанность LM . И в таких ситуациях часто лайтмастером работает не профи, а какая-нибудь сорвиголова , т. к. профессиональный LM не станет совмещать (да еще бесплатно!) должность камикадзе. А если нужно снять прибор для ремонта? Конечно, можно заключить договор на обслуживание, но почему-то пользы от него мало. Да, все будет соблюдено, с приборов периодически будут смахивать пыль и возможно даже менять сгоревшие лампы (за ваш счет, разумеется). Только, как показывает практика, лучше все-таки задействовать свой персонал – при должной организации так гораздо удобнее и быстрее. Новый клуб обычно расписан по минутам, и постоянное согласование времени с обслуживающей фирмой, вынужденный простой, расходы на обслуживание и т. д. очень быстро начнут действовать на нервы. Поэтому просто необходимо продумать заранее технологию сервисного обслуживания и, по возможности, ремонта своими силами. Лучше решить эту проблему на стадии проектирования раз и навсегда, например, с помощью опускающихся ферм, специальных мостков, разборных башен и т. п. Конечно это повлечет некоторые дополнительные расходы, однако оно того стоит.

Так уж повелось, что окончательные решения обычно принимают сверхнекомпетентные в данных вопросах люди, поэтому не стоит предлагать им варианты выбора, выберут наихудший. Все варианты надо проработать на профессиональном уровне компетентным составом и синтезировать один, самый лучший и оптимальный. Который и предоставить для утверждения вместе с безупречной мотивацией данного выбора. Только так можно добиться хоть какой-то эволюции по части технического воплощения современных клубных тенденций. Чтобы свет ставили не потому, что так принято, а потому, что это совершенно необходимый компонент в ураганном коктейле клубных эмоций. Чтобы световые и прочие инсталляции можно было назвать неотъемлемой частью нашей клубной культуры, а не только поддержкой Западных производителей и их отечественных дистрибьюторов.

И напоследок хочется еще раз напомнить, что любая, даже супер – пупер инсталляция не потянет выше уровня шоу-рума без профессионального обслуживающего персонала. А где и как его искать - это уже другая тема.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Шоу-техника:

Основные типы домашних музыкальных студий

Существует два основных типа домашних музыкальных студий: 1. С возможностью записи (сигналов). 2. Без возможност...

Чем компьютер может помочь в работе над музыкой?

1. Запись, редактирование и печать партитур общего назначения. Партитура может вводиться вручную - при помощи мыши или...

Гримваген Фантастиш

«Вы видели, какие сейчас на рынке гримвагены? Это, как правило, переделанные автодома, автокемперы,  без слез на них с...

Прошедший Awards:

«SHOWTEX AWARDS ГОТОВИТСЯ КО ВТОРОЙ ЦЕРЕМОНИИ НАГРАЖДЕНИЯ

News image

Выставочный холдинг 'Майер Джей Групп' и дирекция Национальной профессиональной премии в области ш...

Звукорежиссеры — номинанты премии ShowTex Awards 2007

News image

В этом году в звукорежиссерских номинациях участвуют шесть человек: трое в номинации «Концертный з...

Дмитрий Кротов

News image

Родился в Москве в 1975 году. Образование — незаконченное высшее (Педагогический университет им. К...

Отчёты о событиях:

Скончался Фриц Зеннхайзер

News image

Дорогие коллеги и друзья. C большой печалью я должен сообщить Вам, что профессор доктор Фриц Зеннхайзер скончался в...

13-15 апреля 2006 - SHOWTEX 2006

News image

Вторая специализированная выставка современных шоу технологий SHOWTEX пройдёт с 13 по 15 апреля 2006 года в Экспоцентр...

Вадим Пономарев: Шоу-бизнес застыл

News image

А ведь все могло бы быть значительно хуже. Каждый год повторяем, как мантру, эти слова при подведении итогов года. И к...

Бритни Спирс впервые в Москве, с супершоу Circus

News image

Докатилась! Бритни Спирс впервые в Москве, с супершоу Circus. Ее окрестили самой безвкусной артисткой на планете. А он...

Премьера шоу Varekai канадского Cirque du Soleil состоится в пятницу

News image

Премьера шоу Varekai знаменитого канадского Cirque du Soleil, на которую соберутся представители российской элиты, сос...

Авторизация

Логин
Пароль
Запомнить меня

Настоящее ШОУ:

Концертные спецэффекты группы Rammstein

News image

Тилль в огне Коронный номер группы - пылющий Тилль. Ни один концерт не обходится без этого номера. Во время исполнения песни Ramstein Тилль поя...

Нержавеющая стать// Земфира в СК Олимпийский

News image

Финальный концерт полугодового тура в поддержку альбома Земфиры Спасибо состоялся в спорткомплексе Олимпийский . БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ в подробностях...

А Гордон все-таки не Кихот

News image

Ток-шоу «Гордон Кихот» расписалось в искренней преданности гламуру. Репортаж со съемок Ради шума, крика и атмосферы полного хаоса ток-шоу и делае...

«Евровидение» в Москве: деньги и амбиции

News image

В этом году собрался самый сильный состав конкурсантов Особенностью именно московского «Евровидения» станет битва между Старой и Новой Европой. Н...

Топ новостей:

Шпунт ларсена л5 ум 12 м: что важно учитывать во время строительства?

Почти с самого появления работоспособного населения на Земле одной из самых масштабных сфер деятельности человека являет...

Найти и купить седельный тягач (ЛОГИНТЕХ): рекомендации профессионалов

Нынешняя промышленность переполнена задачами, которые непросто решить без помощи различной техники и механизмов. Наш сов...

Заказать печать фирменных бланков под руководством опытных компаний

Если вы когда-либо сотрудничали с типографиями, скорее всего, в курсе, что многие из них даже не имеют своих станков. В ...