Персоны Show-мира:

News image

Игорь Матвиенко: «Необычные всегда побеждают…»

Хитмейкер и успешный продюсер размышляет о путях развития российской поп-музыки Один из самых известных поп-продюсеров размышляет об особенностях...

News image

Фрэнк Фариан

Биография Франц Ройтер (Franz Reuther) родился в разгар Второй мировой войны в семье рабочего кожевенной фабрики, призванного на восточный фронт ...

News image

Мастер ШЕFF

Владислав Вадимович Валов, более известный под псевдонимом Мастер ШЕFF (8 июля 1971) — российский рэпер, музыкальный продюсер, автор песен, лидер гр...




Оборудование звукозаписи. MIDI-клавиатура для дома

Шоу технологии - Шоу-техника

оборудование звукозаписи. midi-клавиатура для дома

MIDI-клавиатура, пожалуй, самая важная часть домашней музыкальной студии, базирующейся на персональном компьютере. Вам приходилось когда-нибудь выбирать MIDI-клавиатуру? Если да, то вы наверняка столкнулись с тем, что на нашем рынке большего выбора MIDI-клавиатур не существует: несколько дешевых моделей от разных производителей, похожих скорее на игрушку, чем на музыкальный инструмент, а большая часть остальных клавиатур, доступных по цене, это клавиатуры серии Studiologic от Fatar. Итальянская фирма Fatar специализируется исключительно на выпуске MIDI-клавиатур, и надо признать, что клавиатуры ее клавиауры действительно неплохие. Существует несколько моделей серии Studiologic: от самой дешевой Studiologic CMK-37 до Studiologic CMK-2001 стоимостью более 1000 у.е. Все модели, кроме самых дорогих, различаются в основном только механикой клавиш и их количеством.

Давайте введем ограничение: вам нужна доступная по цене клавиатура с механикой фортепианного типа, с количеством клавиш не менее 76. На такой клавиатуре и самому приятно музицировать, и ребенок может разучивать гаммы. Fatar Studiologic 760 - лучший выбор? А почему именно Fatar? Ведь существуют десятки производителей музыкального оборудования, выпускающих очень даже не плохие MIDI-клавиатуры. Правда, далеко не все из них представлены на нашем рынке. Но кое-что все же есть…

Roland A-33 MIDI Keyboard Controller

Знакомьтесь Roland A-33! 76 активных клавиш фортепианного типа, левер (манипулятор похожий на джойстик); слайдер ввода данных; разъемы MIDI-In, MIDI-Out, MIDI-Thru; три варианта формирования значений параметра velocity (громкости звучания нот) в зависимости от скорости нажатия на клавиши. Разъемы для подключения сустейн-педали и педали экспрессии, две зоны, которые могут перекрываться (для каждой из зон можно назначать свои параметры). И это еще далеко не все. Самое главное достоинство A-33 - это программное обеспечение, зашитое в клавиатуру и предоставляющее пользователю-музыканту огромный набор вспомогательных функций. Мне доводилось слышать мнение, что управление клавиатурой явно избыточно и весьма запутано . Однако в данном случае правильнее было бы сказать, что не клавиатура сложна в управлении, а сложна вся система команд, используемых в MIDI-интерфейсе. Но тут уж ничего не поделаешь, ведь A-33 ни что иное, как MIDI Keyboard Controller . А формирование MIDI-команд на A-33 в действительности осуществляется гораздо проще, чем на той же Studiologic 760.

А еще в среде музыкантов бытует заблуждение, что с помощью A-33 можно управлять только теми синтезаторами, которые поддерживают спецификацию GS. Действительно, на самой клавиатуре есть логотип GS, да и в ее руководстве не говорится ни о каких других звуковых модулях, кроме как о GS-синтезаторах. Это можно понять. Ведь именно фирма Roland создала спецификацию GS (кстати, General MIDI, или GM - тоже детище Roland). Вам доводилось покупать фотоаппарат Kodak? Наверняка в его описании было сказано, что для данного фотоаппарата лучше всего подходит пленка и батарейки Kodak. Но ведь существует множество других пленок и других батареек, с которыми будет работать этот фотоаппарат. Аналогично обстоит дело и с Roland A-33. Эту клавиатуру можно (а может быть даже и нужно) использовать для управления любым синтезатором, будь то сэмплер звуковых карт SB Live!, SB Audigy или тон-генератор Yamaha MU100R. Ни одна из избыточных функций A-33 при этом не останется невостребованной.

В качестве примера опишу процедуру выбора инструмента на синтезаторе спецификации XG (конкурирующей по отношению к GS). Выберем, например, инструмент Sqr Bass. Для этого нужно послать три команды: двумя командами (CC32 и CC0) передается номер банка (в данном случае 65), третей - номер инструмента в банке (39). На A-33 для этого нужно нажать следующие клавиши:

* [EDIT] - вход в режим редактирования;

* [CC32] - значение младшего сегмента номера банка;

* [6][5][ENTER] - ввод номера банка (автоматически загорается кнопка [CC00] - значение старшего сегмента номера банка);

* [0][ENTER] 0151 - значение старшего сегмент равно 0 (автоматически загорается кнопка [PROG CHANGE] - выбор инструмента в банке);

* [3][9][ENTER] - ввод номера инструмента;

* [EDIT] - выход из режима редактирования.

Ну что, сложно? Тот, кто проделывал аналогичную процедуру на любой из моделей Fatar Studiologic, начиная с 61 и заканчивая 880, согласится, что на A-33 это делается очень просто и наглядно.

Еще пример. Давайте запрограммируем слайдер ввода данных на управление частотой среза резонансного фильтра (контроллер №74 в спецификации XG):

* [EDIT] - вход в режим редактирования;

* [DATA ENT ASS] - режим программирования слайдера;

* [7][4][ENTER] - ввод номера контроллера;

* [EDIT] - выход из режима редактирования.

Как видите, тоже довольно просто. Попробуйте проделать то же самое на Studiologic 61 - 880. Не вышло? И вправду, ведь программирование манипуляторов - колес модуляции (MOD) и смещения тона (PITCH) - на этих моделях не предусмотрено в принципе. А у A-33 есть еще и левер, который тоже программируется. Кроме сообщений модуляции и смещения тона, он может посылать еще и сообщения о силе давления на клавиши (aftertouch). Эта функция компенсирует отсутствие чувствительности A-33 к силе давления на клавиши после нажатия. Так ли страшно отсутствие поддержки aftertouch? Вовсе нет. Далеко не все музыканты могут использовать эту функцию, далеко не все звуковые карты понимают сообщения aftertouch. А ведь есть и такие звуковые карты, которые, если и понимают эти сообщения, то не совсем так, как этого хотелось бы. Тот же SB Live!, например, реагирует на aftertouch, генерируя эффект вибрато. В результате, там, где не надо, может получиться эффект расстроенного инструмента. Справедливости ради отмечу, что в спецификации XG предусмотрена возможность программирования реакции синтезатора на сообщения aftertouch. Возвращаясь к теме отсутствия поддержки aftertouch клавиатурой фортепианного типа Roland A-33, хотел бы у вас спросить: Вы что-нибудь слышали про aftertouch на фортепиано? Если нет, то вы ничего не теряете.

А последний пример, на этот раз демонстрирующий фигуры высшего пилотажа - управление резонансным фильтром звуковых карт SB Live! или SB Audigy с помощью слайдера клавиатуры A-33! Опытные обладатели SB Live! знают, что это не всегда просто сделать даже программным способом. Хотя и в данном случае без помощи программы не обойтись. Пусть это будет редактор Cakewalk Pro Audio 9 или Sonar. На рисунке показан грув (последовательность нот), который мы будем модулировать резонансным фильтром.

Окно отпечатков клавиш

Управление частотой среза (Filter Cutoff) резонансного фильтра осуществляется посредством сообщений NRPN № 16277. Соответствующее сообщение с произвольным значением параметра должно находится перед грувом. Если с помощью NRPN нужно изменить значения каких-либо других параметров, то соответствующие сообщения должны быть расположены перед NRPN № 16277. Пусть, например, это будет сообщение NRPN № 16278 - управление глубиной резонанса фильтра (параметр Filter Q).

Окно списка сообщений

После того, как в режиме воспроизведения или записи пройдет команда NRPN № 16277 (Filter Cutoff), появится возможность управления частотой среза посредством контроллера № 38. Настоим слайдер A-33 на управление данным контроллером:

* [EDIT] - вход в режим редактирования;

* [DATA ENT ASS] - режим программирования слайдера;

* [3][8][ENTER] - ввод номера контроллера;

* [EDIT] - выход из режима редактирования;

Теперь отмотайте файл в самое начало и запустите запись. Во время звучания грува повозите несколько раз слайдером вверх-вниз. Результат будет слышен невооруженным ухом . А на картинке это будет выглядеть примерно так: появится последовательность сообщений об изменении положения контроллера № 38, которая видна в виде волн в нижней части окна. На сайте www.musicalpc.com вы можете скачать и послушать результат описанного опыта (WRK-файл).

Окно отпечатков клавиш с записью перемещения слайдера

Еще одна очень полезная функция A-33 - возможность запуска/остановки секвенсора и работа в качестве источника синхросигналов для MIDI-устройств, объединенных в сеть. Находясь в Cakewalk Pro Audio или Sonar, выберите синхронизацию по MIDI (MIDI Synс), выберите трек для записи (атрибут R) и запустите запись. Запись пошла? Нет. Программа ожидает нажатия кнопки [SEQUENCER START/STOP], расположенной на A-33. Удобно, правда? Позже, сыграв на клавиатуре записываемую мелодию, можно остановить запись с помощью той же самой кнопки. И никаких метаний между мышкой и MIDI-клавиатурой. Темп воспроизведения/записи при синхронизации от A-33, задается, естественно, на самой A-33.

Иногда избыточные возможности для исполнителя превращаются в избыточную головную боль. Хорошо если вы находитесь дома, перед вами руководство пользователя MIDI-клавиатуры, и вы ни куда не торопитесь. Другое дело, если вы собрались выступать на сцене. Ведь во время концерта легко запутаться во всех этих кнопках. Чтобы этого не произошло, в A-33 предусмотрена энергонезависимая память на 32 пресета. В каждом пресете могут храниться значения следующих параметров:

* Номер контроллера, на который настроен слайдер;

* Транспозиция;

* Способ MIDI-синхронизации (внутренний генератор/внешний);

* Темп (BPM);

* Назначение левера (модуляция/послекасание);

* Разбивка/наложение зон клавиатуры.

* Для каждой из зон запоминаются значения следующих параметров:

- MIDI-канал;

- Номер банка, номер инструмента в банке;

- Включение/выключение эффектов реверберации, хоруса и их уровни;

- Включение/выключение смещения тона левером;

- Включение/выключение сустейн-педали и педали экспрессии;

- Октавное смещение зон клавиатуры.

В случае необходимости все эти параметры вводятся с клавиатуры заранее, а во время концерта извлекаются из памяти A-33 легким движением руки (нажатием максимум двух, минимум - одной кнопки). 32 пресета - много это или мало? Судите сами: у всех моделей Fatar от Studiologic 61 до Studiologic 880 всего один пресет (текущее состояние клавиатуры, которое запоминается при ее выключении).

Еще одна особенность A-33, придающая этой клавиатуре солидность - возможность передачи/приема всех настроек посредством системных сообщений типа Bulk Dump. Это означает, что вы можете сохранять свои пресеты в Sysx-файлах. Для этого опять-таки потребуется программа-секвенсор. В дальнейшем эти пресеты можно будет загрузить назад в клавиатуру.

По сложившейся традиции нужно сказать про A-33 что-нибудь плохое. К недостаткам я бы отнес отсутствие в комплекте адаптера питания (по умолчанию клавиатура питается от батареек, которые нужно покупать отдельно) и сустейн-педали. Кроме того, к A-33 подходят не все сустейн-педали, а только те, которые работают на размыкание (клавиатуры серии Studiologic определяют тип педали автоматически при включении и сами подстраиваются под этот тип). Зато в комплект A-33 входит MIDI-кабель и пюпитр. А с необходимостью покупки таких мелочей , как педаль и адаптер питания, смирится довольно легко, тем более, что наверняка придется купить еще и стойку под клавиатуру (длина A-33 около 1,2 м и ее будет тяжело разместить на обычном столе, тем более, что там уже стоит компьютер).

В обозримом будущем возможно появление в продаже новой MIDI-клавиатуры - Roland A-37, преемница A-33.

К сожалению, пока у меня не было возможности ее пощупать . Судя по информации на сайте производителя, A-37 имеет следующие отличия от A-33:

* Чувствительность к силе давления (Aftertouch);

* Наличие индикатора, отображающего числовые значения параметров;

* 128 пресетов;

* Цвет - металлик.

Пора подводить итог: Roland A-33 - солидный инструмент, имеющий гарантию длительной моральной молодости, пригодный как для профессионалов, так и для обучающихся. Устареет он только тогда, когда уйдет в историю сам интерфейс MIDI.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Шоу-техника:

Что такое домашняя музыкальная студия?

Многие начинающие музыканты задают вопрос: как сделать музыкальную студию дома и что для этого нужно? Давайте для н...

DUB: музыка звукорежиссеров

Даб (dub) появился на Ямайке на рубеже 70-х, и поначалу это была не более чем версия набиравшего популярность стиля рэ...

Оборудование звукозаписи. MIDI-клавиатура для дома

MIDI-клавиатура, пожалуй, самая важная часть домашней музыкальной студии, базирующейся на персональном компьютере. Вам...

Прошедший Awards:

«SHOWTEX AWARDS ГОТОВИТСЯ КО ВТОРОЙ ЦЕРЕМОНИИ НАГРАЖДЕНИЯ

News image

Выставочный холдинг 'Майер Джей Групп' и дирекция Национальной профессиональной премии в области ш...

Звукорежиссеры — номинанты премии ShowTex Awards 2007

News image

В этом году в звукорежиссерских номинациях участвуют шесть человек: трое в номинации «Концертный з...

Дмитрий Кротов

News image

Родился в Москве в 1975 году. Образование — незаконченное высшее (Педагогический университет им. К...

Отчёты о событиях:

Французский фокусник показал свою магию российским зрителям

News image

Французский актер и иллюзионист Бенуа Розмон выступил в Ростове-на-Дону с моноспектаклем Магия французского языка . О...

Мадонна анонсировала летнее турне

News image

В рамках тура в поддержку студийного альбома «Hard Candy» певица даст 50-60 концертов. Продюсером турне станет концерт...

V Международная выставка музыкальных инструментов Musikmesse ProLight

News image

С 21     по 24 мая в Санкт-Петербурге   в  комплексе   «Ленэкспо»  будет   проходить    V Международная выставка музык...

Русская красота по-американски (24/05/2010)

News image

…На входе стояли бородатые опричники во главе с Иваном Грозным и приветствовали на хорошем английском. С перил свисали...

Metallica бросит вызов Pink Floyd

News image

Менеджер Metallica приоткрыл завесу грандиозных выступлений группы. Трэш-метал группа Metallica планирует новое кон...

Авторизация

Логин
Пароль
Запомнить меня

Настоящее ШОУ:

Концертные спецэффекты группы Rammstein

News image

Тилль в огне Коронный номер группы - пылющий Тилль. Ни один концерт не обходится без этого номера. Во время исполнения песни Ramstein Тилль поя...

Нержавеющая стать// Земфира в СК Олимпийский

News image

Финальный концерт полугодового тура в поддержку альбома Земфиры Спасибо состоялся в спорткомплексе Олимпийский . БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ в подробностях...

Рок против склероза// Билли Айдол спел в Лужниках по бумажке

News image

Во дворце спорта Лужники спел один из главных героев американского рока восьмидесятых Билли Айдол. В том, что лучшие времена певца далеко позади, ...

А Гордон все-таки не Кихот

News image

Ток-шоу «Гордон Кихот» расписалось в искренней преданности гламуру. Репортаж со съемок Ради шума, крика и атмосферы полного хаоса ток-шоу и делае...

Топ новостей:

escape room kraków są stwarzane nie wyłącznie do rozrywki, ale i do rozwoju

Miło spędzić czas w towarzystwie przyjaciół dzisiaj możliwie jest nie tylko w restauracjach lub barach. Dosyć rozpowszec...

Массаж лица: из глубины веков…

Когда говорят, что женщина красива, прежде всего имеют в виду красоту лица. Плавные линии фигуры, стройность ног, изящес...

Воздействие ценовой политики на степень опытности специалиста из лучших адвокато

Ценовая составляющая юридической консультации сегодня разнообразна, при помощи чего, практически каждый, кто нуждается в...