Персоны Show-мира:

News image

Лео Бурлаков - ИГРА в КЛАССЫ

Гениальная музыка бесклассова. Время и место для неё - ничто. Феноменально успешное появление Земфиры в 1999 году было случайно, как и то, что ником...

News image

Игорь Матвиенко

Биография Игорь Матвиенко родился 6 февраля 1960 года в Москве. В 1980 окончил музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова по специальности дири...

News image

Макс Фадеев

Еще в детстве Максим стал ходить в музыкальную школу. В 12-13 лет научился играть на бас-гитаре. После школы поступил в музыкальное училище сразу на...




ПК в студии & студия в ПК: Программы-многоканальники

Шоу технологии - Шоу-техника

пк в студии & студия в пк: программы-многоканальники

Во всём должна быть своя логика: после рабочей недели – выходной, после горячих блюд – десерт, а после осени – зима (хотя в этом году по поводу последнего утверждения можно поспорить). К чему я клоню? В прошлый раз мы рассматривали простые звуковые редакторы (программы линейного монтажа), стало быть, в этот раз будет наиболее логичным побеседовать о многоканальных звуковых редакторах (программах, уж извините за банальность, нелинейного монтажа). В любой студии звукозаписи на базе персонального компьютера данная программа самая главная и незаменимая, именно внутри её среды все вокальные вопли, гитарные семплы, MIDI-треки и надёрганные с компакт-диска лупы превращаются в волнующее слушателя музыкальное произведение.

Семейство программных многоканальников относительно молодо, ибо многотрековая аудиозапись очень долго оставалась крепким орешком для персональных компьютеров. Причиной тому было даже не низкое быстродействие центрального процессора – это как раз вопрос разрешимый, а слабая пропускная способность наиболее распространённых в начале 90-х шины ISA (максимальная пропускная способность 8 Мб/сек) и интерфейса IDE. Звуковая плата Turtle Beach Tahiti – в своё время одна из самых передовых – для разгрузки ЦП компьютера была оснащена собственным процессором, и тем не менее пределом для неё являлось одновременное воспроизведение четырёх монофонических дорожек стандарта 44100/16. У компьютерщиков подобная фишка, безусловно, вызывала дикий восторг, а вот музыкантам со звукорежиссёрами это было как-то по барабану, ибо к тому времени уже появился надёжный, качественный и относительно недорогой 8-дорожечник Alesis ADAT. Тем не менее именно со звуковыми картами от Turtle Beach связано возникновение программы, позволяющей одновременно записывать и воспроизводить несколько wave-файлов. Называлась эта программа Quad (по максимальному количеству треков) и работала под управлением ОС MS DOS с оболочкой Windows 3.0. Программисты из «Черепашьего пляжа» сумели на год опередить компанию Digidesign, выпустившую программно-аппаратный 4-трековый редактор Pro Tools (знаете такой?). Время шло, процессоры потихонечку разгонялись, но рынок звуковых карт не претерпевал существенных изменений –немногочисленные фэны и музыканты, помешанные на высоких технологиях, работали с продукцией Turtle Beach, а для простых смертных выпускались недорогие платы, получившие название игровых или мультимедийных. Многие из этих плат даже не поддерживали режим одновременной записи и воспроизведения звука (дуплекс), или были полудуплексными, то есть одновременную с воспроизведением запись можно было осуществлять только в монорежиме. Вершиной мультимедийных ISA-плат стало семейство Creative Sound Blaster 16 /AWE 32/ AWE 64 (92-й, 94-й и 96-й годы соответственно) – эти модели были дуплексными, оснащались встроенным синтезатором и (главное!) звучали вполне сносно, в результате чего попали в поле зрения звукорежиссёров радио и рекламщиков, а также музыкантов-любителей.Производители программного обеспечения зорко следили за состоянием рынка, и в середине 90-х программных многоканальников сразу стало не просто много, а очень много. Фирма Steinberg встроила возможность аудиозаписи в свой фирменный секвенсер Cubase, то же самое не поленилась сделать корпорация Twelve Tone, выпустившая версию 4.0 секвенсера Cakewalk. Свои версии аудиосеквенсеров выпустили и Evolution (E-Gold), и Voyetra (Digital Orchestrator Plus), и E-Magic (Logic Audio) и многие-многие другие. Естественно, обработка в подобных программах была только разрушающей, если она вообще там была, а развитое редактирование записанных файлов предполагалось производить за счёт интеграции с одноканальными редакторами (Wavelab – у Cubase, Sound Forge – у Cakewalk). Проблемы с быстродействием оставались ахиллесовой пятой программ многотрековой записи до появления интерфейса PCI, благополучно существующего и в настоящее время. В 1998 году Чарли Фаррен (Charlie Farren –THE JOE PERRY PROJECT, FARRENHEIT) записывал демонстрационные песни для секвенсера Cakewalk 6 весьма забавным образом – сперва на магнитофон ADAT, и только затем выгонял всё одним треком на вход звуковой платы. Он, правда, гордо утверждал, что его Pentium 75 с 8 Мб оперативной памяти способен без проблем воспроизводить 6 и более треков (монофонических, естественно), однако мне этот рекорд повторить не удалось – машина начинала икать уже на пятом треке. Существенный прорыв удалось сделать только после того, как производители комплектующих для персоналок стали интенсивно внедрять высокоскоростную шину PCI (1995 год, максимальная пропускная способность 133 Мб/сек) и протокол EIDE. Кроме того, новая операционная система Windows 95 (а точнее, её разновидность OSR 2) включала в себя библиотеку Direct X, позволившую в разы увеличить скорость обмена между запущенными программами и железом. В итоге многоканальные программы не только смогли преодолеть идеологически важный с точки зрения соперничества с ADAT 8-трековый стандарт, но и обзавестись такой роскошью, как обработка эффектами в реальном времени (Cubase VST, Cakewalk 6, Software Audio Workshop и т.д.). Да и рыночная стоимость компьютеров к тому времени существенно упала. Совокупность всех этих факторов привела к тому, что программные многоканальные студии попросту сожрали всех конкурентов в недорогом ценовом сегменте – кассетные/минидисковые портастудии с этого момента были обречены на вымирание, а формат ADAT оказался в более дорогой ценовой категории. Исторически сложившаяся концепция интерфейса программы нелинейного монтажа со времён Quad не претерпела особых изменений. Обычно вся работа протекает в двух тесно взаимосвязанных между собой окнах – окне треков (Tracks) и окне микшера (Mixer). В первом из этих окон производится работа по подрезке, перемещению, копированию и вставке wave-файлов на дорожки (треки), а во втором отстраиваются баланс громкости, панорама, эффекты и т.д. Всё «не просто, а очень просто» – в отличие, например, от MIDI-секвенсера с его многочисленными окнами и различными формами представления данных. Возможность при помощи клавиатуры и мыши манипулировать уже записанными объектами, не побоюсь сказать, удлинила жизнь тысячам тысяч звукорежиссёров и музыкантов. Ибо при работе с железным многоканальным магнитофоном, увы, не получится сдвинуть какой-либо аудиофрагмент на 1–2 секунды вперёд или назад – в случае ошибки потребуется перезапись. Дешевизна, простота в освоении, невероятно высокая скорость монтажа – вот основные плюсы программных многоканальников.Как вы понимаете, звуковой фрагмент может попасть на трек двумя способами – мы можем записать его самостоятельно, а можем открыть уже существующий на жёстком (или не очень) диске wave-файл. По этому признаку все существующие аудиоредакторы делятся на три большие группы. Программы 1-й группы предназначены, прежде всего, для звукозаписи и сведения, а также для озвучивания видео. В них основное внимание уделено качеству звучания, надёжности хранения файлов и вопросам синхронизации с внешним оборудованием (MTC, SMPTE). 2-я группа программ больше ориентирована на работу с готовыми аудиофайлами – прежде всего, лупами, и основное внимание уделяется удобству поиска, различным способам манипуляции с фрагментами (обработка эффектами, сдвиг высоты, растягивание по времени и т.д.). К программам 1-й группы можно отнести Digidesign Pro Tools, Steinberg Nuendo, Magix Samplitude, SAWStudio, Sonic Foundry Vegas; ко 2-й группе принадлежат Ableton Live, Sony (бывш. Sonic Foundry) Acid, Magix Music Maker, а также многочисленные клоны Dance Machine и e-Jay Factory. Программы нелинейного монтажа, генетически происходящие от MIDI-секвенсеров (Sonar, Cubase, Logic, Digital Performer), интегрируют аудиозапись, работу с MIDI и виртуальный синтез, что и обуславливает их высокую популярность среди музыкантов. Их мы отнесём к 3-й группе. Сфера применения многодорожечников 1-й группы – запись, причём запись профессиональная. Отсюда жёсткие требования к совместимости с различными типами внешнего оборудования – поддержка различных протоколов синхронизации, импорт файлов самых экзотических форматов, генерация SMPTE-кода и т.д. Отсюда высокие запросы к надёжности хранения данных – все операции должны быть обратимы, все файлы должны храниться раздельно. Подобные программы рассчитаны на работу с огромным количеством треков (иногда более 100), при этом задействуется большое количество подгрупп. Длительность звучания проекта не должна иметь никаких ограничений, кроме ёмкости HD. Проект длительностью в 2,5 часа на 70 треков – это ещё цветочки. Очень важна поддержка механизма виртуальных дорожек (слоев) для записи нескольких версий одного и того же трека – в противном случае запись дублей требует создания дополнительных дорожек с выделением подгруппы, что существенно замедляет работу.Очень высокие требования предъявляются к качеству звучания подобных программ. Нет, я не схожу с ума, я совершенно серьёзен. Большинство населения считает, что качество звучания микса определяется уровнем установленной звуковой платы, однако это не совсем так. Классные АЦ/ЦА-преобразователи, поддержка высоких значений частоты и разрядности – это архиважно, как любил говаривать один индейский вождь, но… Когда? Во время записи звукового материала – раз, во время его сброса на мастер-носитель – два (и то, если мастер-носитель аналоговый). Однако между записью и сбросом готового продукта могут пройти десятки часов работы над проектом. Что же происходит в это время? C точки зрения математики звуковые файлы – это приближённые данные. Цифровая запись представляет собой дискретную модель реального процесса, которая обладает запрограммированной погрешностью 20?lg(2–n+1), где n – разрядность квантования файла. А микширование звуковых файлов, с той же самой точки зрения, – обычное арифметическое суммирование, при котором наши погрешности будут складываться. Если разделить с остатком 3 на 2, мы получим 1 и 1. Если начнём суммировать отдельно целые части, а отдельно – остатки, может выйти, что 6 : 2 = 3 : 2 + 3 : 2 = 1(1) + 1(1) = 2 и 2 в остатке. То же самое происходит с аудиофайлами – при микшировании их шумы квантования суммируются. Что происходит в итоге? В итоге мы получим файл с погрешностью тем большей, чем большее количество треков у нас было задействовано в миксе. Для 8 треков этот эффект ещё можно потерпеть, а если у нас с вами 20 треков, 40, 60? Каким образом этот эффект отражается на звуке? Звук становится плоским, невыразительным. Высокие частоты превращаются в сплошную кашу, в результате чего теряется разборчивость микса, инструменты как бы размазываются по панораме. Но этого мало. За счёт большого количества ошибок инструменты начинают давить друг на друга, им становится тесно. И в итоге какие-то из голосов начинают торчать, а другие, напротив, проваливаться. В общем, ситуация крайне неприятная. Если бы была звуковая карта с количеством выходов, равным количеству дорожек в миксе, и аналоговый микшер, вопрос решился бы сам собой. Однако такие звуковые карты встречаются в малобюджетных студиях ой как редко, не говоря уже о профессиональных микшерных пультах. Что мы можем сделать? Во-первых, прибегнуть к интерполяции и снизить тем самым шум квантования. Во-вторых, производить суммирование с максимально возможной точностью. Например, 16-битные файлы преобразуем в 24-битный или даже 32-битный (с плавающей точкой) формат, а после микширования снова преобразуем в 16. Просто и гениально! Однако просто всё только в теории. В реальном же мире алгоритмов интерполяции существует пруд пруди, и каждый со своими достоинствами и недостатками. А какой будет самый музыкальный по звучанию – вот тут-то и зарыт секрет фирмы «Одуванчик». Я не хочу заниматься опусканием одних брендов и рекламой других, это в мою компетенцию не входит. Кому интересно – проведите эксперимент, благо пока деятельность пиратов ещё позволяет это сделать. Возьмите 8 wave-файлов и сведите их в четырёх разных программах. Не надо вешать никакой обработки, просто надёргайте (или запишите) аудиофрагменты на треки и смикшируйте. Даже на не очень качественных контрольных колонках вы услышите 4 разных (в т.ч. по качеству) микса, несмотря на то что исходный материал был идентичным. Вот такие вот у нас пироги с 1-й группой, давайте перейдём ко 2-й. Запись композиций, составленных из готовых кусочков (лупов) – штука, к которой многие музыканты относятся, скажем так, неоднозначно. Отмечу сразу, сами программы в этом ни капельки не виноваты. В музыкальной индустрии существует очень много сфер, в которых умение готовить достаточно качественный фаст-фуд весьма востребовано: это реклама, разнообразные теле/радиозаставки, сопровождение эстрадных шоу, диджеинг и т.п. И здесь накидать лупов, добавить эффектов и записать пару-тройку собственных голосовых семплов – милое дело, кто бы был против! Однако иногда встречаются товарищи, которые нам совсем не товарищи. Вряд ли они позволили бы себе пригласить гостей в дорогой ресторан и там накормить несвежей шаурмой, купленной на улице… А вот накидать за пару часов 10 композиций из набившего всем оскомину Dance Machine 3 и придумать для них романтические стихи типа «Ты забыл мою любовь / Я твою попила кровь» (Масяня forever!) – это у них называется «записать альбом». Кхм, чем бы дитя не тешилось…Обычно в таких программах окно треков оснащается ещё и браузером для быстрого поиска нужных аудиофайлов в папках, раскиданных по безбрежному дисковому пространству. Часто браузер оснащён специальными секциями для хранения там особых ссылок на ударные, басовые, синтезаторные и другие лупы. Окно микшера, как правило, рудиментарное, в смысле простенькое и без наворотов, а иногда и вовсе отсутствует. Часто за ненадобностью из интерфейса выкидываются подгруппы и эффекты типа посыл-возврат, что подразумевает концентрацию творческой энергии на поиске «самого забойного грува в этом штате», а не на верчении ручек всяких там компрессоров и эквалайзеров. Среди таких программ есть, однако, две, о которых стоит сказать отдельно. 1-я – это Sony Acid, 2-я – Ableton Live. В случае с Acid ставка сделана на качественные алгоритмы сжатия/растягивания семплов по времени и их сдвига по высоте звучания. Интерфейс немного нестандартный, поскольку каждый семпл занимает свою собственную дорожку. Эта программа любима многими дансмейкерами, да и не только ими, причём совершенно заслуженно. Ableton Live не так популярен в РФ, как Acid, однако поверьте – эта программа заслуживает самого серьёзного к себе отношения. Во-первых, здесь также присутствует возможность растягивать и сжимать лупы в реальном времени. Но главное отличие Live – это так называемый «живой» режим, фишка на текущий момент уникальная. Кнопка обучения (на самом деле их две – для MIDI-клавиатуры и для клавиатуры компьютера) позволяет назначить любой семпл/луп на любую клавишу, а любой из параметров треков и эффектов обработки – на контроллеры реального времени. После окончания обучения можно колбаситься по полной программе – активировать нужные лупы, от души рулить любыми эффектами (в том числе и темпом, и высотой воспроизведения!) и записывать на свободные дорожки собственные восхищённые вопли с микрофона. Наконец, Ableton Live прекрасно работает как с виртуальными синтезаторами, так и со старым добрым MIDI. Резюме: совершенно чумовая программа. Программы 3-й группы, как я уже говорил, наиболее часто встречаются в домашних студиях. Немудрено: они хорошо работают и с MIDI, и с лупами, и с виртуальными инструментами, и с многоканальной аудиозаписью – таким образом, можно заниматься творчеством, освоив всего лишь одну софтину. Интерфейс для работы с аудио у них практически такой же, как и у студийных многоканальников типа Pro Tools. Виртуальные дорожки (слои) отсутствуют, зато есть специальные функции для работы с виртуальными синтезаторами – например, заморозка треков, то есть создание временного аудиофайла, содержащего партию синтезатора, для разгрузки центрального процессора. Аудиодвижок по качеству звучания очень даже неплох, хотя, по моему мнению, всё-таки уступает программам-многодорожечникам из 1-й группы. Обычно проекты записываются в один большой файл, содержащий всю информацию (т.е. если файл полетит, проект будет безвозвратно утрачен), и восстановление аудиоматериала допустимо только в рамках одной сессии. Вообще, что касается работы многодорожечников с файлами – об этом стоит поговорить отдельно. Когда человек впервые садится за подобную программу, он редко задумывается о том, что же происходит внутри компьютера. Его больше интересуют вопросы творческие – служение музам и прочая романтика. Однако пребывать в блаженном неведении можно десяток-другой проектов, но потом начинаются проблемы. На жёстком диске лежит сумасшедшее количество файлов непонятного происхождения и достаточно большого размера. Понять, что тут относится к проектам, а что уже нет, не представляется возможным. Места на HD не хватает, и владелец компьютера уже подумывает о том, а не приобрести ли ему новомодный Терабайтный винт? Дабы избавить себя от подобных проблем, нужны, как говорит прапорщик Карпенко, учёт, дисциплина и порядок. Итак, приступая к записи, надо вспомнить о том, что каждый раз при нажатии на кнопку «Record» мы создаём (точнее, программа создаёт) новый звуковой файл. А звуковой файл штука не такая уж и большая (минута 24-битного аудио при частоте 48 кГц занимает мегабайт этак 16), но и не такая маленькая (4-минутная песня на 8 дорожек может занять 8х4х16=512 Мб или полгигабайта). Не спешите радостно улыбаться, что этих гигабайт у вас 400. Я же сказал – каждый раз при нажатии на кнопку «Record». А это означает, что все ляпы, ошибки, дубли, эксперименты, промежуточные варианты редактирования – в проекте вроде бы ничего этого нет, однако всё присутствует на HD. Кроме того, существуют ещё и файлы со вспомогательной информацией (те же осциллограммы треков). Сами маленькие, однако много их. Так что проект может разбухнуть и за гиг. Если хотите жить спокойно и счастливо, возьмите себе за правило каждый проект записывать в своей, специально ему предназначенной папке. Обязательно вписывайте имена треков перед записью – это поможет избежать мучений типа «а где тут кто?», когда потерянный фрагмент гитары будет скрываться под именем moya_pesnja_63.wav среди файлов с именами от moya_pesnja_00.wav до moya_pesnja_111.wav. Это ещё цветочки! Некоторые программы имеют привычку хранить файлы для всех проектов в одной папке, именуя их типа вот так: RC1lotx2b.wav или RC1lg3jgg.wav. Если программа поддерживает функцию удаления неиспользуемых в проекте фрагментов файлов, – дважды подумайте, будьте крайне аккуратны, но воспользоваться этой штукой рано или поздно придётся. Если программа сохраняет все данные в одном файле (подобно *.cwb или *.bun у Sonar), делайте копии. Помните: легко хранить – легко потерять. Компьютер – штука часто ой какая капризная, и представьте, как будет приятно, если во время большого «гроха» грохнутся не все треки 20-минутного проекта сразу, а выживет хотя бы половина. Может быть, кто-то решает подобные проблемы следующим образом: проект записывается, сводится и благополучно стирается. Знаете, с этого все начинают, но не во всякой ситуации самое простое решение является наилучшим. Приведу случай. Записывал я как-то одного молодого музыканта, и всё у нас было хорошо. Когда я сбросил готовый продукт на мастер-кассету (давно дело было), он попросил меня уничтожить все находящиеся на HD файлы, относящиеся к его проекту. Обратив внимание на мой недоумевающий взгляд, он пояснил, что боится, как бы я не украл у него идею (мелодию, гармонию, текст, подтекст и т.д.) его произведения. Подивившись лишний раз на то, какие мутагенные формы могут принимать тараканы в голове, я уничтожил проект (стоял у меня тогда винт на 10 Гб, и лишними у меня даже 200 метров не были). Через неделю музыкант позвонил явно расстроенный – как выяснилось, оный чел ходил по друзьям, всем ставил свою свежевыделанную запись и у кого-то её на радостях забыл! У кого забыл – тоже забыл, всем звонит – никто ничего не знает… А я уже ничего поделать не могу!

Заключение

Вот такая вот пёстрая компания эти многодорожечники. Тут тебе и гламурный SAW, и аристократический Samplitude, и бесшабашный Live, и туповатый Dance Factory, и вечные соперники Cubase и Sonar. Поразительно, насколько проста концепция (один wave-файл играет поверх другого) и насколько безграничные при этом открываются возможности! Ничего не стоит спеть дуэтом самому с собой, не остановиться на достигнутом и записать хор в духе BEACH BOYS, а в конце сыграть за всех музыкантов и подобно Принцу (Prince) гордо написать на своём CD волшебные слова: «Produced, Arranged, Composed and Performed by ME!*» Многодорожечник – это не только программа для студии звукозаписи, как многие думают. Это в известном смысле и есть студия звукозаписи.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Шоу-техника:

Микрофоны по бюджету

В последнее время ощущается все больший спрос на оборудвание для бюджетных и домашних проджект-студий. Благодаря разви...

Линейный и криволинейный массивы

Можно предположить, что линейный массив излучателей одинаковой амплитуды и фазы обеспечивает желаемую диаграмму направ...

Новинка Департамента сценической механики

Конструкторский отдел Департамента сценической механики сообщил о запуске в производство нового оборудования – «Кроншт...

Прошедший Awards:

«SHOWTEX AWARDS ГОТОВИТСЯ КО ВТОРОЙ ЦЕРЕМОНИИ НАГРАЖДЕНИЯ

News image

Выставочный холдинг 'Майер Джей Групп' и дирекция Национальной профессиональной премии в области ш...

Звукорежиссеры — номинанты премии ShowTex Awards 2007

News image

В этом году в звукорежиссерских номинациях участвуют шесть человек: трое в номинации «Концертный з...

Дмитрий Кротов

News image

Родился в Москве в 1975 году. Образование — незаконченное высшее (Педагогический университет им. К...

Отчёты о событиях:

MXTronica в Экспоцентре на Красной Пресне

News image

14 апреля 2006 года в первом павильоне Экспоцентра на Красной Пресне (Краснопресненская наб., д. 14) продолжение самог...

Индивидуалист из Чикаго

News image

Репортаж с концерта Мухала Ричарда Абрамса в Амстердаме: импровизация от первого до последнего звука Репортаж с кон...

Musikmesse ProLight+Sound St. Petersburg 2009

News image

Международная музыкальная выставка Musikmesse (совместный проект «Ленэкспо» и «Messe Frankfurt» в области музыкальной ...

Бритни Спирс впервые в Москве, с супершоу Circus

News image

Докатилась! Бритни Спирс впервые в Москве, с супершоу Circus. Ее окрестили самой безвкусной артисткой на планете. А он...

DVJ BAZUKA Богиня Электро

News image

5 сентября TUNING HALL представляет новый альбом DVJ BAZUKA Богиня Электро В самых крупных и престижных клубах DVJ BAZ...

Авторизация

Логин
Пароль
Запомнить меня

Настоящее ШОУ:

Концертные спецэффекты группы Rammstein

News image

Тилль в огне Коронный номер группы - пылющий Тилль. Ни один концерт не обходится без этого номера. Во время исполнения песни Ramstein Тилль поя...

Нержавеющая стать// Земфира в СК Олимпийский

News image

Финальный концерт полугодового тура в поддержку альбома Земфиры Спасибо состоялся в спорткомплексе Олимпийский . БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ в подробностях...

Рок против склероза// Билли Айдол спел в Лужниках по бумажке

News image

Во дворце спорта Лужники спел один из главных героев американского рока восьмидесятых Билли Айдол. В том, что лучшие времена певца далеко позади, ...

А Гордон все-таки не Кихот

News image

Ток-шоу «Гордон Кихот» расписалось в искренней преданности гламуру. Репортаж со съемок Ради шума, крика и атмосферы полного хаоса ток-шоу и делае...

Топ новостей:

Правильно коляску quatro купить и без брака

Именно мебель в детской комнате способна диктовать уровень удобства и практичности по сути во всех задачах. Что касается...

Оформление профессионального аквариума для растений

Обустроить профессиональный аквариум для разведения намного сложнее, чем аквариум для рыбок, моллюсков и черепах. Для оф...

escape room kraków są stwarzane nie wyłącznie do rozrywki, ale i do rozwoju

Miło spędzić czas w towarzystwie przyjaciół dzisiaj możliwie jest nie tylko w restauracjach lub barach. Dosyć rozpowszec...