Персоны Show-мира:

News image

Евгений Фридлянд: Жизнь полна сюрпризов! (22 февраля 2007)

Про него говорят: человек необыкновенном судьбы, таланта и целеустремленности. Из студента-медика, не окончившего провинциальный институт, он превра...

News image

ТОРГОВЕЦ СЧАСТЬЕМ

Акробаты на воздушном велосипеде рулят между ангелами, канатоходцы устаивают клоунаду под куполом, а балерина танцует по поднятым рукам почитателей,...

News image

Яна Александровна Рудковская

Яна Рудковская родилась 2 января 1975 года. Яна получила высшее образование, окончив Алтайский Государственный Медицинский Университет, по специальн...




О саундчеке несколько слов

Новости и события - Новая реальность Event

о саундчеке несколько слов

Проанализировав вопросы о саундчеках, заметил неверную тенденцию - большинство интересуется как настраиваются барабаны и как настраивать мониторы и как настраивать порталы . Должен заметить, что это вообще не те вопросы, которые могут помочь провести саундчек быстро и с пользой. Попытаюсь рассказать свои соображения по этому поводу. Сразу оговорюсь, я предполагаю заранее, что звукорежиссёр в целом в курсе дела, что куда крутить и втыкать.

Для начала, нужен райдер. Райдер нужен не только группе, райдер нужен любому музыканту и звукорежиссёру. Каждый участник процесса должен чётко понимать, что именно ему нужно - сколько розеток, стоек, какие кабели и аппаратура, где он стоит и что делает. Для сложившейся группы необходим ещё и stage plan - схема расположения на сцене людей, мониторов, аппаратуры и электричества. Так называемый input list (порядок включения источников в пульт) нужен больше для звукорежиссёра, хотя в основном всё везде включается одинаково и похоже, уж первые 9-12 каналов, как правило, везде повторяются. Тем не менее, даже эти два листка могут значительно облегчить и, что самое важное, ускорить настройку и проверку звука.

Допустим, что у вас есть и то и другое и даже составлена бумага, в которой расписано, сколько нужно киловатт, пультов, подгрупп, стульев, пива и даже вписаны distressor и Lexicon 480 для страху (что в большинстве случаев особого значения не имеет, ибо ставят чаще всего то, что соответствует статусу группы, а не то, что в райдере написано).

Не менее важная составляющая - понимание музыкантами процесса саундчек . Типичные проблемы, которые могут помешать:

1. Все одновременно лезут на сцену и начинают одновременно же включаться, играть и кричать через зал звукорежиссёру требования срочно дать голос в мониторы, убрать середину и т.д.

Лечится рабочими совещаниями с музыкантами. Определите порядок действий.Например, барабанщик до того, как сможет вообще играть, чаще всего крутит тарелки, подкручивает крепления и т.п. В этот момент можно проверять и настраивать микрофон вокальный или клавиши и т.д. Барабаны я обычно настраиваю вместе с басом и гитарой, ибо долгий стук по одному барабану особого смысла не имеет - зацикливаться на конкретных звуках стоит только в том случае, когда они в каше звучат не так, как хочется. Как правило, при одновременной игре басиста, гитариста и барабанщика удаётся достаточно быстро настроить сразу основу.

Важный момент: музыканты любят поиграть вам на чеке фри джаз, в котором непонятная суета по тарелкам и неагрессивные гитары - выжигать калёным железом такое :) Лучше всего играть музыку а-ля AC/DC, на крайний случай - RHCP, где разряженные барабаны, всё слышно и просто, а главное не быстро и плотно. Только не забывайте просить барабанщика играть по томам. Добавлю, что вне зависимости от материала, громкую игру надо проверить всё равно.

2. Чаще всего, своих кабелей никто не имеет, что в ряде случаев может просто парализовать шоу. Особенно часто кабелей не имеют клавишники, уж не знаю, почему.

Не лечится, если вы только не носите с собой свои. Несколько раз были ситуации, когда в клубе кабелей не хватало. Извращались и чем-то жертвовали - имеет ли смысл?

Ещё по сетапу : клавишникам настойчиво рекомендую иметь пульты свои, потому что при количестве инструментов более одной штуки, в ряде мест наступает коммутационный коллапс. Если музыканты всё-таки покупают себе кабели - проконтролируйте по возможности эти покупки, потому что зачастую определяющий фактор для музыканта при покупке кабеля - цена. И джеки он туда способен припаять китайские, которые потом могут не влезть в китайские ди боксы, а ещё оно умеет ловить радио, выпадать из гитарного гнезда и вообще, привлекать к себе лишнее внимание.

Продолжая о сетапе, обращусь к барабанщикам - вы даже не представляете себе, как комфортно и удобно иметь свой пульт и наушники, поверьте, это в разы круче, чем пытаться из пластмассового JBL EON услышать бочку и всё остальное.

3. Техническая грамотность музыкантов чаще всего оставляет желать лучшего. Вроде бы ничего сложного нет в устройстве ди-бокс, но народ может не знать, где у него вход-выход и что такое выход thru.

Лечится с трудом, потому что, чаще всего, музыканты не очень хотят вникать в такие вещи, я их прекрасно понимаю, потому что сам не хочу вникать в ноты, например. Тем не менее, надо показать на дибоксе, например, все кнопочки, объяснив, как это работает и зачем это нужно, иначе придется бегать из зала на сцену для того, чтобы отжать pad или оторвать землю с помощью ground lift.

Общая картина должна выглядеть так: слушаете порталы и вообще звук в клубе, оцениваете и анализируете. Если есть время, желание и умение - можно понастраивать порталы, процессоры и тому подобные вещи - это я пропущу, поверьте, не самое главное. Дальше. Допустим, вас всё относительно устраивает, вы понимаете, что в зальный звук вносят мониторы громко работающие, представляете, что и где гудит, находите всякие мёртвые зоны, эквалайзер покрутили (крутить начинайте с кнопки байпасс) и готовы уже озвучить площадку. Проверяете пульт - всё должно быть включено, куда надо, приходить и работать (так обычно не бывает, но надо к этому стремиться :)) Всё должно быть понятным и рабочим - мониторные линии, эффекты, outboard и т.п. Подготавливаете под себя пульт - создаете группы, если они вам нужны и т.д. Проверяете на сцене, что везде есть кабели, розетки, всё стоит, как надо и т.д. Расставляете микрофоны. От расстановки микрофонов звук зависит иногда не меньше, чем от всего остального - главное, представлять, что такое диаграммы направленности и чувствительность.

Музыканты в это время включаются и проверяют своё. Обычно в этот момент со сцены идёт хаотичный шум гам - как раз есть возможность проверить и подстроить все микрофоны, какие есть на сцене, а иногда и проверить линии.В это же время неплохо бы настроить пару вокальных микрофонов. Можно просто принести один микрофон на пульт, включать его в нужные каналы и сразу настраивать. Один потом оставляете себе для общения со сценой, второй возвращаете на сцену, чтобы люди могли с вами говорить. Слушать лучше в наушниках, при нажатой кнопке pfl, ибо на сцене могут исполнять Back in black и одновременно негромко в микрофон просить вас добавить что-то в мониторы, а вы будете пытаться понять, на каком это языке :)

После отладки связи можно приступать уже к музыкальной части. Я обычно начинаю с настройки акустических инструментов - барабанов, да. Гитару я тоже отношу к этой категории, потому что гитара звучит из комбика и снимается микрофоном, значит, комбик в данном случае и есть акустический инструмент по сути. Как правило, время и способы настройки барабанов зависят от качества самих барабанов, уровня барабанщика и микрофонов. Если у вас резонирует бочка внизу - прежде, чем крутить эквалайзер и компрессор - попросите барабанщика перестроить бочку выше или ниже. Замените микрофон, если есть возможность (лучше вообще иметь свой). Если клуб маленький и медь слышно громко акустически - сократите оверхеды. Установите коннект с гитаристом, когда он не будет играть (это редкие минуты) и отрегулируйте громкость комбика так, чтобы он не играл громче порталов (только будьте готовы, что во время концерта он снова станет громче скорее всего).

В идеальном случае, всё должно играть красиво при нетронутых эквалайзерах в пульте. Но идеальных случаев не бывает, поэтому приходится корректировать - старайтесь исходные сигналы получать такие, чтобы крутить их в пульте как можно меньше - ведь даже в самых дорогих пультах эквалайзеры все равно хуже лучших, но где они, дорогие пульты? :) Поэтому если есть возможность не пользоваться эквалайзером пульта - лучше не пользоваться. Тоже самое касается компрессии - если есть возможность не пользоваться - лучше не пользоваться (я сейчас говорю о случаях корректирующих, когда компрессия нужна не как творческий приём, а как необходимость) - считаю, что пропускать малый барабан за $700 через компрессор за $100 нецелесообразно, так же, как и компрессировать бас гитару за $4000 дешёвым прибором. Если музыканта волнует его звук - он озадачивается и покупает своё и, как правило, хорошее, а получать со сцены сформированный сигнал, да ещё с правильного дибокса - очень важно.

После того, как группа из трёх инструментов зазвучала более-менее прилично - есть смысл быстро добавить туда клавиши и вокал и перейти к мониторам. Порядок раздачи разный, в каждой группе по-разному. Процесс, я думаю, всем известен и понятен, одно бывает плохо - музыканты, случается, не представляют, что им нужно в мониторах слышать, иногда встречаются полные невменько на эту тему, кто-то требует туда даже ревера и оверхеды - короче, психологам раздолье, но мы тоже немножко психологи, поэтому надо уметь создавать комфортную обстановку для музыканта, одновременно решая свои задачи. Ну, например, был у меня случай, когда девушка пела и всегда ей не хватало голоса - потому что её спрашивали - что вам в мониторы добавить? - она просила всего понемножку и чтобы услышать потом голос - надо было его разгонять, а там и фидбек из-за угла подбегал и бил в ухо, в итоге, после анализа обстановки на сцене, из её линии были убраны барабаны, гитара и бас - с тех пор всё у человека прекрасно. Я это всё к тому, что лучше побыть на сцене, если что-то долго настраивается - скорее всего, проблема пустяковая, только язык разный :)

Ещё очень важно понимать разницу между саундчеком и репетицией: саундчек занимает больше часа только в случае традиционных проблем с коммутацией, проблем с аппаратом, проблем с залом, а когда никаких форс мажоров нет - не имеет смысла проводить чек несколько часов, доводя звук до некоего мифического совершенства - начнётся концерт и всё будет по-другому, поэтому главная задача - чтобы всё работало, всё было удобно и подготовлено к первому номеру концерта - не надо чекаться на концерте (хотя и так бывает).

А репетицию нельзя закончить, её можно только остановить. Как-то так.

UPD. Уточню свою позицию по поводу компрессии и эквализации. Сам я компрессию в целом люблю, как и эквалайзеры. Вопрос только в том, что большинство приборов, которые вы встречаете на площадках, тем более клубных, - это недорогие рабочие лошади с хорошим соотношением цена/качество, а в этом соотношении приоритет всегда не в пользу качества. Поэтому, я лично считаю, что если есть возможность всё включить в байпасс и при этом всё звучит, как вам надо - так и надо оставлять. Это не касается, повторюсь, случаев, когда применяются творческие решения, но в большинстве случаев звук бочки или вокала легче подстроить, заменив микрофон (или переставив его в сторону), а не накручивая эквалайзер в пульте.А что касается компрессии - просто не увлекайтесь. Иногда достаточно пожать в группе все барабаны в целом, чем корячить их по отдельности и получать в итоге плоские мыльные драм-машиночные звуки. Не забывайте слушать акустический звук барабанов - не надо из живого делать электронное - если стоит такая задача, надо покупать pad-s или DDrums.

Владимир Губатов

Добавка.

Внимание звукорежиссера на концерте должно быть занято музыкой, а не децибелами и герцами. Все децибелы и герцы выстраиваются в порядок на чеке. Отсюда большая ошибка музыкантов, выходя в зал, слушать баланс инструментов и делать замечания звуковику, типа вот баса маловато; еще большая ошибка - звуковика, потакать им, бросая все технические дела. Если не помогают простые слова и легкое, между делом, игнорирование их желаний, то приходится объяснять, что на чеке обычно музыкой не занимаются. На чеке занимаются техникой. Если на чеке я буду заниматься музыкой - балансами, эффектами, соло и прочим, то на концерте буду вынужден заниматься техникой - подправлять уровни, назначать мьюты и т.д. Соответственно, полноценного концерта может и не случиться. Выбор предоставляю вам, господа. Как правило, разумные музыканты понимают суть этих слов и успокаиваются.

Дмитрий Сухин




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Шоу-техника:

Микрофоны по бюджету

В последнее время ощущается все больший спрос на оборудвание для бюджетных и домашних проджект-студий. Благодаря разви...

Типы микрофонов

В этой статье будут рассмотрены таких типов микрофонов, как конденсаторные, динамические и ленточные. Их примерная цен...

Архитектурный свет

Дневной свет в архитектурных композициях использовали с древних времен. Барельефы, архитектурные детали, позолота и от...

Прошедший Awards:

«SHOWTEX AWARDS ГОТОВИТСЯ КО ВТОРОЙ ЦЕРЕМОНИИ НАГРАЖДЕНИЯ

News image

Выставочный холдинг 'Майер Джей Групп' и дирекция Национальной профессиональной премии в области ш...

Звукорежиссеры — номинанты премии ShowTex Awards 2007

News image

В этом году в звукорежиссерских номинациях участвуют шесть человек: трое в номинации «Концертный з...

Дмитрий Кротов

News image

Родился в Москве в 1975 году. Образование — незаконченное высшее (Педагогический университет им. К...

Отчёты о событиях:

Французский фокусник показал свою магию российским зрителям

News image

Французский актер и иллюзионист Бенуа Розмон выступил в Ростове-на-Дону с моноспектаклем Магия французского языка . О...

V Международная выставка музыкальных инструментов Musikmesse ProLight

News image

С 21     по 24 мая в Санкт-Петербурге   в  комплексе   «Ленэкспо»  будет   проходить    V Международная выставка музык...

Мадонна анонсировала летнее турне

News image

В рамках тура в поддержку студийного альбома «Hard Candy» певица даст 50-60 концертов. Продюсером турне станет концерт...

В День снятия блокады состоится лазерное шоу и выступит Мирей Матье (2

News image

27 января в 18 часов на Дворцовой площади состоится лазерное шоу на шести экранах, посвященное Дню снятия блокады. Об ...

Поехали!!!

News image

Фирма СИСТЕМА приняла участие в Международной торговой выставке – SHOWTECH-2009, которая проходила с 16 по 18 июня 200...

Авторизация

Логин
Пароль
Запомнить меня

Настоящее ШОУ:

Концертные спецэффекты группы Rammstein

News image

Тилль в огне Коронный номер группы - пылющий Тилль. Ни один концерт не обходится без этого номера. Во время исполнения песни Ramstein Тилль поя...

Нержавеющая стать// Земфира в СК Олимпийский

News image

Финальный концерт полугодового тура в поддержку альбома Земфиры Спасибо состоялся в спорткомплексе Олимпийский . БОРИС Ъ-БАРАБАНОВ в подробностях...

Рок против склероза// Билли Айдол спел в Лужниках по бумажке

News image

Во дворце спорта Лужники спел один из главных героев американского рока восьмидесятых Билли Айдол. В том, что лучшие времена певца далеко позади, ...

А Гордон все-таки не Кихот

News image

Ток-шоу «Гордон Кихот» расписалось в искренней преданности гламуру. Репортаж со съемок Ради шума, крика и атмосферы полного хаоса ток-шоу и делае...

Топ новостей:

escape room kraków są stwarzane nie wyłącznie do rozrywki, ale i do rozwoju

Miło spędzić czas w towarzystwie przyjaciół dzisiaj możliwie jest nie tylko w restauracjach lub barach. Dosyć rozpowszec...

Массаж лица: из глубины веков…

Когда говорят, что женщина красива, прежде всего имеют в виду красоту лица. Плавные линии фигуры, стройность ног, изящес...

Воздействие ценовой политики на степень опытности специалиста из лучших адвокато

Ценовая составляющая юридической консультации сегодня разнообразна, при помощи чего, практически каждый, кто нуждается в...